МБОУ СОШ №3
г. Новоалтайск
  • Профессиональные стандарты

    На официальном портале проектов нормативно-правовых  актов  опубликован текст проекта приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (далее – Проект). Если Проект будет утвержден Минтруда, то он вступит в силу  1 сентября 2022 г. и будет действовать до 1 сентября 2028 г.

    Проект представляет собой доработанный с учетом изменений, внесенных в ФЗ «Об образовании в РФ» и других документов, а также цифровых технологий в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ», действующий с 2013 года профстандарт для педагогов. Профстандарт в представленном Проекте предназначен только для учителей.

    В Проекте скорректированы наименования видов и целей профессиональной деятельности; обобщенные и отдельные трудовые функции, а также трудовые действия; уточнена привязка обобщенных трудовых функций к уровням квалификации, требования к образованию и опыту специалистов; изменены формулировки требований к необходимым умениям и знаниям учителя.

    Кроме обычных функций педагога, в профстандарт учителя добавлены  новшества, связанные с цифровизацией школы: введены требования к знаниям, владению и использованию учителем цифровых технологий и инструментов. какие навыки он  должен формировать у обучающихся в цифровой сфере. Так,  согласно Проекту, в области цифрофизации учителя должны:

    — знать:

    требования к информационной образовательной среде, установленные ФГОС, в том числе для обучающихся с ОВЗ; 

    средства цифровых коммуникаций, рекомендованные для использования в образовательном процессе; ресурсы и сервисы информационной образовательной среды по предмету обучения, в том числе для детей с ОВЗ;

    — владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:

    общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);

    общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе);

    — владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности;

    -адекватно использовать средства цифровых коммуникаций с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;

    — принимать участие в образовательных коммуникациях (социальные сети, группы, блоги, видеосервисы) в системе информационной образовательной среды с участниками образовательного процесса с соблюдением норм информационной безопасности и профессиональной этики;

    — использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;

    — применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе;

    — вести электронные формы документации;

    — использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, в том числе для детей с ОВЗ;

    — избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).

    Согласно Проекту, учителя в процессе образовательной деятельности должны уметь:

    формировать у учеников, в том числе с ОВЗ, общие навыки по использованию информационно-коммуникационных технологий;

    обучать информационной безопасности в соответствии с возрастными особенностями школьников;

    учить использовать ИКТ в познавательной и творческой деятельности учеников, а также применять ресурсы и сервисы по предметам обучения;

    применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения.

    Обратим внимание, что согласно закону об образовании, теперь к преподаванию в школе допускаются студенты-старшекурсники. Поэтому Проектом предусмотрена должность педагога с возможным наименованием «Учитель-студент», который должен иметь образование в объеме не менее чем 3 курсов вуза по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», подтверждённое справкой об успешном прохождении им промежуточной аттестации в вузе.

    Справочно

    Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. Применяется при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации.

    Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

    Профстандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»)  утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года № 544н, введен с 1 января 2017 года, в случае утверждения Проекта, утрачивает силу.

    Согласно ТК РФ, если работник не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность. Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку.

    По своей инициативе или инициативе работодателя учитель для получения сертификата соответствия может пройти независимую оценку квалификации в Центре оценки квалификаций, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204. В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то он может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

    Источник:

    Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022) (garant.ru)

    К сведению

    Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 238 «О независимой оценке квалификации».

    Распоряжение Минпросвещения России от 30 апреля 2019 года N МР-4/02вн «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего»

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie